?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я..».
          Александр Сергеевич Пушкин

Так уж вышло, что учебник истории за шестой класс и «Мастерская сторителлинга» слились для меня в один пространственно-временной континуум, погрузив в единый исторический контекст. История России в цифрах и картинках. Крещение Руси и Царица Софья (регентша Петра Великого).

Учебник истории входил в обязательную программу. Нужно было проконтролировать дочку, правильно ли она понимает «значение принятия христианства в 988 году». «Мастерская сторителлинга» предлагалась факультативно. Актеры мастерской Костя Кожевников, Настя Федоркова и Алла Иванцова представляли истории о российской Истории в Первой библиотеке городских историй. Зрителями были школьники (тоже шестиклассники).

Каюсь. Сомневался. Трусил. Уж больно мне понравился спектакль Театра док «В поисках священных даров», в котором принимал участие Костя, и который тоже о российской истории (о старообрядцах). А вдруг, думал, не попадет снаряд туда, куда он обычно дважды не попадает…
Но, что-то било меня по темечку, «сходи, Кирилл Палыч… сходи, дорогой…сторителлинг все ж таки…»

Вспомнилось, какое я потрясение получил два года назад, когда актеры той же «Мастерской…» (Родион Долгирев, Егор Баринов, Марианна Шульц) в трех историях представили мне «Короля Лира» (которого я тщетно пытался «взять» и книгой и фильмом). Да так представили, что я все сразу понял, принял и «заколдобился».

Одним словом, снобизм был повержен, а интуиция восторжествовала! Дошел я до библиотеки и не пожалел ни разу. А сторителлинг, в очередной раз, (тут надо и рассказчиков помянуть добрым словом) показал свое превосходство перед сухим изложением исторических фактов. Как вымученно пересказывала мне Ксения Кирилловна то, что прочитала в учебнике по поводу Владимира «Красно Солнышко» и его исторической миссии. И с каким восторгом, соучастием и горящими глазам принимали, собравшиеся в библиотеке шестиклассники, тот же (де юре) материал, но, ох как «не тот же» де факто.

Мне кажется лучший показатель мастерства актера, это, когда вспоминая действие, говоришь не о его игре, а обсуждаешь свои отношения с героем. Костя и Настя растворились (для меня) во Владимире и всем его неоднозначном окружении и во всех его еще более неоднозначных поступках. Я уже не раз говорил об инфляции информационных поводов и фактов, в том числе и связанных с древней историей. Мы в тысячный раз произносим: «Крещение Руси», и нам кажется, что все об этом знаем.

А история-то интересная… Как, будучи атаманом банды головорезов с жестким характером, отягощенным детской психологической травмой, это «Красно Солнышко» вдруг привел к единой вере целый народ. Как «у разбойника лютого СОВЕСТЬ Господь пробудил…» Вот уж преодоление преодолений. Конечно, без женщины не обошлось. И все это (и кровь, и вера, и любовь) было представлено школьникам так, что те только рты и глаза открывали, а после в ладоши хлопали. Жаль дочка моя этого не видела.
Вот вам и «вопросы в конце параграфа для повторения материала».

И только с овациями шестиклассников я вспомнил про Костю и Настю, а вспомнив, мысленно поблагодарил, за историю и за урок истории. Это был удивительный дуэт сторителлеров, и, что важнее, дуэт этот не возможно было ни визуально ни мысленно оторвать от их аудитории, в которую они вросли, с которой взаимодействовали через Историю.  А, уж, в каком возбуждении были детишки. В школу идти не хотели, требовали еще историй. Учительнице ничего не оставалось, как дать добро на продолжение сторителлига.
Old School is over! Welcome to Storytelling!

Вторая история была о Софье Алексеевне Романовой, дочке Алексея Михайловича, второго русского царя династии Романовых. Алла Иванцова, актриса «Театра на Малой Бронной». Автор этих строк имел честь вместе с Аллой, в рамках фестиваля «Любимовка», представлять зрителям ТеатраДок пьесу «Unlimited», о чем, до сих пор, с удовольствием хвастаюсь.

Материал тем более не простой, из-за, практически, полного отсутствия «экшена». Все больше психологические этюды про любовь, про волю к власти, про нелегкую женскую долюшку, не смотри, что царскую. А на контрасте с предыдущим «боевиком»… Засомневался я снова. За школьников засомневался. Усидят ли? Не заскучают ли?
Но у Аллы поди заскучай… Специально следил за пионерами, - слушали на одном дыхании.

Ой, как мне все понравилось, как стыдил я себя сомневающегося, и как хвалил себя, слушающегося голосов. Была и вишенка на торте. Костя попросил учеников поделиться впечатлениями.
И это тоже вызов Сторителлеру. Как задавать вопросы, на которые зрителя не надо заставлять отвечать? Как ту энергию, которую в нем генерировало предыдущее повествование преобразовать в желание поделиться сокровенным? Как Зрителя превратить в Рассказчика?

Ну и об образовании немножко…
Словари с хрестоматиями хорошо, а сторителлинг лучше. Я б в сторителлеры пошел, если бы в школах была такая дисциплина. Даты и формулы – незыблемы. Но за каждой датой, за каждой формулой стоит живой человек, да не один. И у каждого свое состояние. Оно то и остается в Истории и памяти народной. Потому что человеку всегда интереснее человек.

Спасибо, Костя, Настя и Алла!
Нечаянная радость самая радостная!
Long Live Storytelling!  

фотография Первая библиотека городских историй.




 
 

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner